Маркетинговые исследования поведения покупателей на рынке

В условиях жесткой конкуренции и постоянного внедрения инноваций маркетинговые исследования поведения покупателей на рынке приобрели особое значение. Они дают возможность участникам выставки изучить не только целевую аудиторию, но и своих конкурентов.

В современной маркетинговой практике есть несколько инструментов и методов, каждый из которых может применяться в определенных ситуациях и с определенным кругом товаров. Они дают возможность участникам выставки оценить текущую ситуацию на рынке и ознакомить потенциальных партнеров со своей продукцией. Среди них:

  • наблюдение;
  • тестирование продукции;
  • опросы и анкетирование.


ЦВК «Экспоцентр» предоставляет платформу для сбора необходимой производителям информации. Тестирование продукции чаще всего используется в рамках дегустации либо демонстрационной работы. Также процесс тестирования может быть реализован с помощью раздаточных материалов. Данный метод может быть совмещен с опросным. В таком случае, после ответов на вопросы участники выставки могут получить небольшой образец продукции.

Учитывая особенности данной платформы, а также рынка В2В, произвести тестирование продукции может быть затруднительно. В таких случаях наиболее эффективными методами маркетингового исследования поведения покупателей на рынке становятся опросы и анкетирование. Они позволяют собрать наиболее полную информацию о текущих предпочтениях опрашиваемых, а также их прошлом опыте и намерениях в будущем.

Отдельно стоит отметить возможность создания фокус-групп. Данный метод представляет собой качественное и эффективное социально-психологическое исследование. Его особенность заключается в том, что в процессе групповой дискуссии опрашиваемые высказывают свое «субъективное» мнение о той или иной практической деятельности либо продукции.

При проведении опросов и анкетировании следует обратить внимание на их организацию. Опрашиваемый будут чувствовать себя более свободно и комфортно, его обеспечат сидячим местом, столом и письменными принадлежностями. Если опрос предстоит длительный, то стоит озаботиться наличием воды или напитков. В процессе анкетирования интервьюеру стоит делать отметки о заинтересовавшей продукции, мнении о ней и бренде, интересующем опрашиваемого ценовом диапазоне и прочем. Записи помогут не упустить мелких деталей, которые могут пригодиться в послевыставочный период и при подготовке договоров.


Направления проведения маркетинговых исследований

Можно выделить несколько направлений в маркетинговых исследованиях поведения покупателей на рынке:

  • изучение потребностей;
  • исследование ожиданий;
  • изучение восприятия и наиболее важных критериев выбора;
  • поиск и изучение ключевых покупателей и пр.


Выбранные направления зависят от тех целей, которых хочет достичь участник выставки. Они базируются на уже имеющейся у них информации о рынке и тех пробелах, которые в ней есть. Это может быть как анализ рынка, его насыщенности и разнообразия, так и изучение круга покупателей. Кроме того, проведение маркетинговых исследований может быть направлено и на определение факторов, влияющих на выбор потребителей. Корпоративный потребитель проводит более рациональную оценку товаров, их простоту и надежность. Индивидуальный потребитель более склонен к рисковым и необычным решениям. Модели поведения вашей целевой аудитории являются отправной точкой для правильной маркетинговой стратегии.

Целевой маркетинг организаторов выставки и специальная PR-компания, кроме того, ставят перед собой целью информирование национальных и международных специалистов. В своей работе они используют рекламные материалы, баннеры, наружную рекламу, директ-маркетинг, информационные письма, работу с прессой и прочее. Экспонентам предлагают помощь в подготовке, а также бесплатные семинары на тему «Эффективное участие в выставках».


Читайте другие наши статьи:

Методы и инструменты маркетингового исследования
Наружная реклама баннеры
Наружная реклама новинки