Регулирование рекламной деятельности
Любой вид рекламы – мощный инструмент для продвижения товаров и услуг на современном рынке.
Однако маркетологам стоит всегда помнить о том, что содержание рекламной информации должно соответствовать общепринятым этическим нормам и законодательным актам.
Правовые основы и аспекты рекламной деятельности
Основным документом, регламентирующим содержание маркетинговой информации, является федеральный закон “О рекламе”. Закон регулирует правоотношения между объектами рекламной деятельности. Действие данного закона не распространяется лишь на политическую рекламу, а также на объявления частных лиц, которые размещаются в прессе.
Субъектами рекламных отношений согласно вышеуказанному законодательному акту являются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. Стоит отметить, что иногда функции нескольких субъектов могут выполняться одним человеком. Например, один сотрудник может отвечать за производство рекламы и ее размещение.
Права и обязанности субъектов рекламных отношений определяются не только соответствующими законодательными актами, но и договором, который они заключают перед началом сотрудничества.
Проблемы правового и этического регулирования рекламной деятельности
Содержание рекламной информации должно соответствовать не только требованиям закона, но и общепринятым этическим нормам. Основным документом, в котором они описаны, является Международный кодекс рекламной практики. Однако требования, прописанные в нем, носят не обязательный, а рекомендательный характер.
Согласно Международному кодексу, вся рекламная информация должна быть достоверной и правдивой. Реклама должна разрабатываться людьми, которые осознают высокую степень ответственности перед обществом.
Однако не все коммерческие фирмы и организации соблюдают эти правила. Многие из них нарушают этические нормы в погоне за высокой прибылью. Соперничая с конкурирующими фирмами, они пользуются нечестными методами воздействия на подсознание потребителей.
Иногда современная реклама может ввести потенциального покупателя в заблуждение из-за своей двусмысленности. Разрабатывая рекламу, многие компании используют в своих интересах чувство страха, ненависти и другие деструктивные эмоции.
Правовое государственное регулирование рекламной деятельности в РФ
В нашем государстве разрешается распространение товаров и услуг любыми способами, которые не противоречат действующему законодательству.
Рекламное право базируется на таких основополагающих принципах, как дозволительная направленность гражданско-правового регулирования, равенство правого режима субъектов, недопустимость вмешательства в частные дела, неприкосновенность собственности, свобода договора, заключаемого между субъектами рекламной деятельности.
Главными нормативными актами, которые регулируют отношения в рекламной сфере, являются:
- федеральный закон «О рекламе»;
- Гражданский Кодекс;
- закон «О защите конкуренции» и некоторые другие.
Эти документы обеспечивают соблюдение принципов рекламного права.
Правовой статус субъектов рекламной деятельности
Главными субъектами рекламной деятельности являются рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители. Как правило, они являются юридическими лицами. Однако в некоторых случаях субъектами рекламных отношений могут быть и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Правовой статус физического или юридического лица накладывает на субъекта рекламной деятельности определенные права и обязанности. К предпринимательской деятельности, которые осуществляют физические лица, применяются те же правила, что и к деятельности коммерческих организаций.
Все участники рекламных отношений должны в обязательном порядке пройти процедуру государственной регистрации. Деятельность юридического лица может быть прекращена в случае его ликвидации, реорганизации или временного приостановления его работы.
Регулирование рекламной деятельности за рубежом
В зарубежных странах система регулирования рекламной деятельности стала формироваться еще в середине прошлого столетия.
Основными силами, способными повлиять на эту сферу, являются потребители, различные государственные организации и государство. Стоит отметить, что все эти элементы связаны между собой. Так, потребители, недовольные той или иной рекламной информацией, могут апеллировать к общественному мнению или обратиться в государственные контролирующие органы.
Во всех развитых странах функционируют общества движение защиты прав потребителей (консьюмеризм), которые ведут активную борьбу с нечестными рекламодателями. Они могут выступать в качестве истцов в судебных процессах. Кроме того, они проводят различные массовые акции, направленные на борьбу с рекламой, которая не соответствует этическим и моральным нормам.
Что касается государственного регулирования, то оно направлено, прежде всего, на ограждение детей от агрессивной рекламы, правовую защиту товарных знаков, защиту потребителей от потенциально опасных товаров.
Компании нормативно-правового сопровождения рекламной деятельности
Существует много компаний, которые помогают индивидуальным предпринимателям и крупным организациям разрабатывать маркетинговую стратегию и рекламные материалы в соответствии с законодательными нормами.
Особого внимания заслуживает юридическая фирма «Реклама и право». Компания специализирует на юридических консультациях по вопросам применения рекламного законодательства, правовом аудите. Специалисты компании представляют интересы своих клиентов в государственных органах и в суде.
Другой компанией, которая специализируется на сопровождении рекламной деятельности, является “Янина и партнеры”. Фирма предоставляет услуги по защите информации в интернете и юридическому сопровождению бизнеса. Эта компания также проводит экспертизы рекламных продуктов.
Больше о нормативно-правовом регулировании в рекламной деятельности можно узнать на ежегодной выставке «Реклама».