Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Реклама и связи с общественностью

В наш век стремительного развития глобального рынка, компьютерных технологий и публичной коммуникации, а также в связи с постоянной конкурентной борьбой компаний за выбор и предпочтения потребителей – на рынке труда увеличивается и спрос на специалистов соответствующего профиля.

Мы привыкли называть их «пиарщиками» и «рекламщиками». Но как показывает практика, компетенция этих специалистов выходит далеко за пределы написания пресс-релизов, общения с журналистами и проведения рекламных акций.

Реклама и связи с общественностью: что за специальность?

Исторически в России появление этой специфической профессиональной деятельности связано с развитием экономики, потребительского рынка и утверждением либеральных демократических ценностей гражданского общества.

В настоящее время связи с общественностью (Public Relations) является важной функцией менеджмента, то есть управления коммуникационными процессами. Это и брендинг, и защита репутации, и разработка стратегии взаимодействия с целевыми аудиториями в широком смысле слова. Реклама направлена на привлечение внимания к организации и ее продукции, продвижение товаров и услуг, увеличение продаж и, следовательно, – доходов.

У этой области профессиональной деятельности ряд принципиально важных и значимых функций, как для компании или органа власти, на успех и материальное благополучие которых она работает, так и для общества. Креативная реклама, которая показывает образцы хорошего вкуса и этичного поведения, которая повышает осведомленность потребителя в продукции и ее пользе, а также разнообразные мероприятия – развлекательного, культурно-просветительского, социального и природоохранного значения – делают нашу жизнь лучше и являются результатом профессиональной и добросовестной работы специалистов сферы рекламы и связи с общественностью. Более того, к ней относится стратегический коммуникационный консалтинг и проведение маркетинговых и социологических исследований, которые способствуют корректной и рациональной работе организаций.

Специальность 42.03.01

Несмотря на то что в наши дни существует множество онлайн курсов, которые, шагая в ногу со временем, обещают дать навыки рекламщикам, они не способны заменить полноценной университетской подготовки и среды, способствующей развитию прочных профессиональных контактов и специфических личностных качеств.

ВУЗы способны дать обширные и глубокие познания по части искусства слова и деловой этики, лингвистики и понимания социальных процессов, без которых двери крупных российских и зарубежных компаний и организаций могут быть закрыты.

Обучение рекламе и связи с общественностью осуществляется как в бакалавриате (4 года), так и в магистратуре (2 года). Выбор заочной или вечерней формы добавляет к обучению еще 1 год. При поступлении на программы бакалавриата ряд вузов предъявляют к поступающим требования сдачи ЕГЭ по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык, обществознание, история или иностранный язык. /

Выпускник с дипломом бакалавра уже может заниматься профессиональной деятельностью, поскольку он разбирается в основных коммуникативных методах, тепрессхниках и технологиях – как личных, так и деловых.

Среди основных курсов и дисциплин, которые читаются в ВУЗах: теории и практики работы пресс-служб, коммуникативный менеджмент и консалтинг, политическая риторика, социальная психология и массовые коммуникации, имиджмейкинг, брендинг и репутационный менеджмент, основы интегрированных коммуникаций и ряд других, специфика и название которых могут варьировать в зависимости от учебного заведения.

Предполагается, что по завершении образования выпускник умеет: организовывать работу пресс-служб, руководить рекламной компанией, проводить PR-мероприятия, планировать и проводить маркетинговый анализ, создавать рекламную продукцию, пользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями. Несмотря на высокую популярность данного направления подготовки и конкурс, спрос на талантливых и профессиональных рекламщиков и пиарщиков остается по-прежнему высоким.

Университеты с рекламой и связи с общественностью

Образование, получаемое в университетах, является, с одной стороны, универсальным, а с другой – специфическим в зависимости:

  • от университета или института;

  • от их учебных планов (преподавателей и читаемых студентам курсов);

  • от ведущей специализации выбранного учебного заведения.

Очевидно, что студентов рекламы и связи с общественностью в классических топовых МГУ и СПбГУ обучают иначе, чем в РАНХиГСе, образование в котором имеет ярко выраженный уклон в сторону государственной службы и администрирования или чем, например, в любом политехе, где данная специальность тоже, как правило, есть.

В целом, специалисты данного профиля подготовки могут развиваться и реализовать свой потенциал в одной из самых динамичных, технологичных и стремительно развивающихся сфер.

Частные рекламные агентства, PR-отделы в различных кампаниях, государственные структуры и медиа, а также организации, которые занимаются консалтингом, брендингом, политтехнологиями, маркетинговыми исследованиями – привлекают способных и профессиональных студентов, которые готовы к постоянному обучению, взятию новых вершин и общению.

НИУ ВШЭ

Бакалаврская программа одного из ведущих российских ВУЗов, который обладает статусом научно-исследовательского университета, огромными образовательными ресурсами и способностью быстро и гибко адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня, – включает три основных профиля подготовки: “Связь с общественностью”, “Реклама” и «Новые медиа», который относится к digital.

Курсы носят прикладной и актуальный характер: от копирайтинга, кризисного PR и Интернет-маркетинга до внутренних корпоративных коммуникаций, рекламного дизайна и IT. Кроме того, НИУ ВШЭ может предложить абитуриентам отличную организацию учебных планов, где теория органически комбинирована с практикой, а также стажировки в TWIGA, Fleishman-Hillard Vanguard, «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), SPN Communications, Компания развития общественных связей (КРОС), Synovate Comcon, Green PR, откуда ВУЗ приглашает преподавателей.

МГУ

Кафедра рекламы и связей с общественностью первого топового университета России была основана на факультете журналистики в 1989 году. Фундаментальные традиции классического университетского образования, его статус, а также конкурс, с помощью которого отбираются наиболее талантливые студенты, способствуют тому, что около 90% абитуриентов находят работу по специальности. Программы «Реклама» и «Связь с общественностью» представлены в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

А также существует программа «Рекламы и связи с общественностью» на факультете философии, открытая в 2000 году. Кроме российских и зарубежных коммерческих компаний студентам предлагается прохождение практики в органах государственной власти: в Федеральном Собрании и Администрации Президента Рф. Помимо курсов со стандартными названиями читаются и более экзотические, например, «Мировые информационные ресурсы» или «Философия предпринимательства».

СПбГУ

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций в главном университете северной столицы предлагает студентам Рекламы и связи с общественностью освоить базовые курсы такие, как медиапланирование, коммуникационный консалтинг, стратегические и кризисные коммуникации в бизнесе и политике и другие, связанные с маркетингом и IT.

Вуз предлагает зарубежные стажировки, участие в грантах, в активной творческой самодеятельности и практику в крупнейших компаниях: «Газпром-Медиа холдинг», ПАО «Ленэнерго», ПАО «Сбербанк», ОАО «РЖД».. Отдельный упор делается на сферу GR, а наличие высокотехнологичных профессиональных академических комплексов позволяет студентам получать параллельно с учебой практические навыки и регулярно побеждать в российских и международных профессиональных конкурсах.

РГГУ

В Российском государственном гуманитарном университете профиль «Реклама и связь с общественностью» базируется на факультете истории, политологии и права. Студентов учат проектной работе, а сами курсы разработаны в лучших традициях аналогичных факультетов «communication studies and arts» в странах Европы и США.

КФУ

Руководитель аналитических информационных, рекламных, консалтинговых фирм, пресс-секретарь, PR-менеджер, журналист, ньюсмейкер, копирайтер, эксперт, организатор мероприятий, политический консультант – КФУ в соответствии с высокими образовательными стандартами осуществляет подготовку специалистов широкого профиля в рамках журналистики, PR, GR и коммерческой рекламы.

РАНХиГС

Подготовка специалистов в сфере рекламы и связи с общественностью в этом ВУЗе реализуется в рамках программы Liberal Arts, которая широко распространена в США. Она позволяет студентам создавать гибкое индивидуальное расписание с наиболее интересными и важными по мнению самого обучающегося курсами. Упор делается на социальные науки и креативный менеджмент.

РУДН

Подготовка специалистов осуществляется на базе Института мировой экономики и бизнеса, который был открыт в 2000 году. Большинство курсов читаются преподавателями-практиками, на высоком уровне изучаются иностранные языки, а также закреплено сотрудничество с Международной Ассоциацией Рекламы (IAA) и Ассоциацией Коммуникационных Агентств России (АКАР), что упрощает молодым специалистам процесс интеграции в профессиональное сообщество.

Общественная реклама

Социальная реклама не ставит перед собой задач коммерческого характера. Она направлена либо на пропаганду позитивных и общественно-значимых идеалов, ценностей и целей, либо на привлечение внимания к актуальным проблемам. В сухом остатке такая реклама является гуманистической и отвечает интересам государства. Реклама, в которой говорится о вреде курения, нетрезвого вождения или, например, кампания по экономному потреблению водных ресурсов от Colgate-Palmolive – примеры общественной рекламы.

Формирование отдела рекламы и связей с общественностью в компании

Является довольно трудоемким процессом, поскольку охватывает широкий круг задач: это исследование целевых групп и рынка, создание корпоративной коммуникационной сети и ее тестирование, разработка внутренней и внешней эффективной стратегии, а также регламентов, подбор персонала и согласование деятельности всех отделов в компании.

PR-отделы в компаниях состоят из директора, менеджеров и специалистов.

Компетенции отделов разделяются таким образом, чтобы одна часть сотрудников отвечала за взаимодействие с внешней средой, а другая – с внутренней; одна за анализ и сбор информации, а другая – за ее производство и коммуникацию; одна за мониторинг публикаций в СМИ, а другая за подготовку проектов рекламных кампаний и акций.

В зависимости от размеров и специфики компании, в структуру отдела по рекламе и связи с общественностью могут быть включены различные департаменты, бюро, отделы, группы.

Реклама и связи с общественностью, обеспеченные агентством

Реклама сейчас используется по всему миру и невозможно найти человека, который был бы не знаком с ней. Именно поэтому для того, чтобы эффективно и быстро продвигать свою продукцию на рынке сбыта, каждая компания должна иметь в своем штате специалиста по рекламе и связи с общественностью.

Помимо того, что реклама просто должна иметь место, ее стоит оформлять правильно, и она должна быть актуальной, привлекательной для просматривающей ее аудитории. Такого эффекта, к сожалению, добиться очень сложно и можно найти огромное количество различной рекламы, которую можно назвать полностью провальной.

Для того, чтобы реклама могла описать представляемый товар, не нужны длинные и достоверные тексты, которые все равно никто не будет читать. Она должна быть максимально короткой и ясной, быстро запоминаться и оставаться в памяти у людей надолго.

Специалисты рекламных агентств, участвующих на выставке «Реклама», знают, как выполнить рекламу качественно и могут предложить каждому своему клиенту индивидуальный подход для того, чтобы получить в самые короткие сроки лучшие результаты. Во-первых, учитывается актуальность рекламы. Это всегда полезно, особенно в том случае, если она нацелена на определенную аудиторию. Если же реклама является общей, то очень важно, чтобы любой человек, просмотревший ее, не чувствовал отторжения. Именно поэтому так важна реклама и связи с общественностью, так как потенциальный покупатель должен получить именно интересующую его информацию, а не ненужный мусор.

Перед обращением в агентство, которое может заняться разработкой рекламы, следует заранее определиться с целями и задачами, которые она должна решать. Это позволит нанятым специалистам как можно быстрее выбрать тип рекламы и приняться за ее реализацию.

Как правило, реклама имеет множество воплощений, и реализовать ее можно абсолютно разными способами. Некоторые предпочитают крутить рекламу по ТВ, кто-то же устраивает полноценные выставки своей продукции и различные презентации, а кому-то достаточно подать объявление в газету. Потому специалисты рекламных агентств проводят с каждым заказчиком долгую беседу, что позволяет определить, какой тип рекламы больше всего подойдет для реализации поставленных целей в рамках выделенного бюджета.

Стоит отметить, что многие компании боятся тратить денежные средства на рекламу и считают, что лучше вливать их в непосредственное производство. Однако такой подход является не совсем верным, так как качественная реализация рекламы может позволить окупить затраченный на нее бюджет в самые короткие сроки, при этом приведя в компанию огромное количество потенциальных покупателей. Также реклама может помочь найти партнеров и спонсоров, что крайне важно для каждой развивающейся организации.

Реклама и связи с общественностью в Москве

В Москве очень большая конкуренция, потому начинающим компаниям очень сложно развиваться в таких жестких условиях. Для того, чтобы сделать свой бренд более узнаваемым, нужно использовать рекламу, но далеко не каждая фирма может позволить себе ее воплощение.

Однако рекламные агентства могут проанализировать любую ситуацию и предложить для своего клиента наиболее подходящий и эффективный в его случае вариант. Именно поэтому организация имеет огромное количество постоянных заказчиков, которые предпочитают обращаться именно к ее специалистам.

Стоит отметить, что далеко не каждая компания, занимающаяся организацией выставочных мероприятий и рекламой, может взять на себя большой проект, так как обычно они расположены в небольших офисах, не рассчитанных на крупные конструкции и продуктивную работу.

Обращаясь в проверенную фирму, которая работает в данной сфере уже очень давно, каждый клиент может обезопасить себя от получения некачественной работы, которая не может решить ни одной поставленной задачи. В итоге все затраченные на реализацию проекта денежные средства будут потрачены впустую, что весьма неприятно для любого предприятия.

Сотрудники рекламных агентств выставки «Реклама» готовы предоставить заказчику лучший проект, способный впечатлить своим размахом, общей идеей и возможностями, которые открываются для клиента в будущем для развития и продвижения своей компании.

Больше о рекламе и связи с общественностью можно узнать на ежегодной выставке «Реклама».