В эту зиму доход телеканалов от рекламы вырос на 4,7%
Первый квартал вернул крупнейших игроков к докризисной схеме
Объем бюджетов телерекламы в 1-ом квартале 2010 года увеличился на 4,7 %, по сравнению с тем же периодом 2009 года. При этом федеральные бюджеты росли немного быстрее региональных.
В целом, можно отметить восстановление рекламной активности товарных категорий, «обвалившихся» в результате кризиса – это бытовая химия, средства гигиены, сотовые телефоны, финансовые и страховые услуги, бытовая техника. Чего нельзя сказать о рекламных бюджетах в категории легковых автомобилей. По итогам квартала упала и категория услуг сотовой связи.
Несмотря на ряд положительных тенденций 1-го квартала 2010 года, делать выводы о восстановлении рынка все же преждевременно, тем более что январь и в какой-то степени февраль никогда не были показательными месяцами. Несомненно одно – после вышеописанных перестановок структура крупнейших рекламодателей стала больше напоминать докризисную.
Уточним, что из-за неравномерного роста бюджетов доля «регионалки», по итогам квартала, снизилась до 20 % (в 2009 году она составляла 23 %, а в 2008 году – 28 %). Впрочем, такая картина нисколько не умаляет потенциал регионального сегмента, который может быть реализован уже во 2-ом полугодии этого года.
С чем может быть связана рекламная активность пострадавших в кризис товарных категорий? Что касается бытовой химии и средств гигиены, здесь оказала влияние активизировавшаяся тройка FMCG-гигантов – PROCTER & GAMBLE (P&G), UNILEVER, HENKEL GROUP, которые прибавили примерно по 50 % в объемах закупленных GRP. P&G, как в докризисные времена, опять ушел в отрыв от ближайших конкурентов.
Не все категории в 1-ом квартале начали восстанавливаться. Например, рекламные бюджеты в категории легковых автомобилей снизились на 17 %, тогда как по итогам 2009 года падение было на уровне 41 %. Происходит это потому, что рухнувшие в 2009 году продажи автомобилей в России продолжили падение и в 1-ом квартале 2010 года (по данным AEB в натуральном выражении рынок упал на 25 %).
Интересно отметить и установившийся в 1-ом квартале паритет в объемах закупленного федерального инвентаря операторами сотовой связи. Дистанция между «МТС», «Билайн» и «Мегафон» сократилась до минимума: компании приобрели по 6,0–6,2 тыс. GRP. В целом категория услуг сотовой связи по итогам квартала упала на 33 %. Следует уточнить, что в данном случае мы не рассматриваем региональное размещение, где активность сотовиков традиционно высока. Поэтому не стоит торопиться с выводами: возможно, произошло перераспределение бюджетов в пользу региональной телерекламы.
Объем телерекламного сегмента и темпы прироста в 1 квартале 2010 года, помесячно, млрд руб. (включая НДС), %
Месяц |
Объем телерекламного сегмента, млрд руб. (включая НДС) |
Динамика |
январь |
5,7 |
+2,1 % |
февраль |
8,9 |
+5,4 % |
март |
11,2 |
+5,4 % |
1-й квартал |
25,8 |
+4,7 % |
Источник: Аналитический центр Видео Интернешнл (АЦВИ)
Набранные объемы приведенных GRP 30" по ТОП-20 рекламодателям на телевидении за 1 квартал 2009 и 1 квартал 2010 г., тысяч пунктов (аудитория – «Все 4+», «Россия»)
№№ 2009 |
№№ 2010 |
Динамика |
Рекламодатели |
1 кв. 2009 г. |
1 кв. 2010 г. |
Динамика |
1 |
1 |
0 |
PROCTER & GAMBLE |
19,6 |
29,3 |
+49 % |
6 |
2 |
4 |
UNILEVER |
12,0 |
18,0 |
+50 % |
2 |
3 |
-1 |
L'OREAL |
17,7 |
18,0 |
+1 % |
8 |
4 |
4 |
HENKEL GROUP |
10,4 |
15,1 |
+46 % |
3 |
5 |
-2 |
MARS-RUSSIA |
17,1 |
15,0 |
-12 % |
10 |
6 |
4 |
NESTLE |
9,1 |
13,0 |
+44 % |
4 |
7 |
-3 |
RECKITT BENCKISER |
13,7 |
10,8 |
-21 % |
5 |
8 |
-3 |
DANONE |
12,4 |
8,7 |
-30 % |
11 |
9 |
2 |
KRAFT FOODS |
7,7 |
8,1 |
+5 % |
7 |
10 |
-3 |
WIMM-BILL-DANN |
10,5 |
7,9 |
-25 % |
18 |
11 |
7 |
«КАЛИНА» (КОНЦЕРН) |
5,3 |
7,3 |
+38 % |
9 |
12 |
-3 |
«МТС» |
10,1 |
6,2 |
-39 % |
14 |
13 |
1 |
«БИЛАЙН» |
6,8 |
6,1 |
-10 % |
19 |
14 |
5 |
«МЕГАФОН» |
5,2 |
6,0 |
16 % |
20 |
15 |
5 |
COLGATE-PALMOLIVE |
5,1 |
5,4 |
+6 % |
26 |
16 |
10 |
«ФАРМСТАНДАРТ» |
3,0 |
4,8 |
+60 % |
16 |
17 |
-1 |
«ЭЛЬДОРАДО» (СЕТЬ МАГАЗИНОВ) |
6,1 |
4,5 |
-25 % |
13 |
18 |
-5 |
COCA-COLA |
7,0 |
4,5 |
-37 % |
12 |
19 |
-7 |
GLAXOSMITHKLINE |
7,4 |
4,4 |
-40 % |
15 |
20 |
-5 |
PEPSI CO |
6,8 |
4,4 |
-36 % |
Источник: TNS Media Intelligence
Суммарные рекламные расходы по ТОП-15 товарным категориям на телевидении (федеральное размещение) за 1 квартал 2009 и 1 квартал 2010 гг., млн руб. (включая НДС)
№№ |
Товарные категории |
1 кв. 2009 г. |
1 кв. 2010 г. |
Динамика |
1 |
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ |
4050 |
3990 |
-1 % |
2 |
ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА |
2730 |
3330 |
+22 % |
3 |
МЕДИЦИНА И ФАРМАЦЕВТИКА |
2935 |
3105 |
+6 % |
4 |
БЫТОВАЯ ХИМИЯ |
910 |
1240 |
+36 % |
5 |
УСЛУГИ СОТОВОЙ СВЯЗИ |
1450 |
970 |
-33 % |
6 |
СРЕДСТВА И ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ |
840 |
880 |
+5 % |
7 |
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ |
845 |
700 |
-17 % |
8 |
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
765 |
680 |
-11 % |
9 |
СОКИ |
610 |
560 |
-8 % |
10 |
ДОСУГ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ТУРИЗМ, ОТДЫХ |
570 |
530 |
-7 % |
11 |
ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ НАПИТКИ |
470 |
345 |
-27 % |
12 |
СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ |
180 |
320 |
+78 % |
13 |
ПИВО |
455 |
320 |
-30 % |
14 |
ФИНАНСОВЫЕ И СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ |
215 |
310 |
+44 % |
15 |
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА |
|
|
|
Источник: http://www.sostav.ru/