Черное полугодие рекламы
Российский рекламный рынок провалил первый с конца 90-х экзамен на живучесть. Времена, когда индустрия бежала впереди паровоза экономики, канули в лету вместе с оптимистичными прогнозами относительно ее будущего. В первом полугодии 2009 года рекламный рынок поставил очередной рекорд падения – около -35 % в рублях. В самом непредсказуемом сегменте – Интернете – до сих пор не поймут: упали ли доходы от рекламы или выросли.
Как и предполагал Sostav.ru, в первом полугодии индустрия пережила сокращение объемов по всем фронтам: телевидение не досчиталось порядка 20 % доходов в рублях, пресса – 44 %, радио – 35 %, наружная реклама – 45 %. Неопределенность, связанная с отсутствием консолидированной оценки участников сегмента, существует только в Интернете.
Телевидение
Объем рынка телевизионной рекламы в первом полугодии 2009 года по предварительной оценке Аналитического центра «Видео Интернешнл» (АЦВИ) составил порядка 52 миллиардов рублей, что приблизительно на 21 % меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
«Показательно, что темп падения рынка во втором квартале 2009 года практически не изменился по сравнению с первым кварталом, что свидетельствует о стабилизации рынка», – объясняет Sostav.ru заместитель директора по маркетинговым исследованиям АЦВИ Роман Кузнецов.
По его словам, незначительное снижение во втором квартале (ориентировочно в пределах 1 %) отчасти можно объяснить трансляцией Чемпионата Европы по футболу в июне 2008 года, которая привлекла дополнительные рекламные бюджеты.
Пресса
По итогам первого полугодия отрасль прессы недосчиталась 44 % доходов, следует из данных АЦВИ, подготовленных специально для Sostav.ru. Объем рекламы в центральной прессе снизился почти наполовину: с 22,7 миллиардов рублей до 12,8 миллиардов рублей.
Эксперт АЦВИ Александр Ефремов склонен считать, что дальнейшего ускорения падения пресса пока не показывает.
Радио
По данным участников рынка падение доходов радиорынка в первом полугодии в некоторых регионах достигло 35 %. Объем рекламы в минутах по Москве сократился на 10 %, видно из данных TNS Media Intelligence.
Со слов и.о. генерального директора «Граммофон» («Русская медиагруппа») Алексея Балабана, произошел приток мелких рекламодателей с небольшими бюджетами. "В конце первого полугодия радиорынок стабилизировался – это единственная четкая тенденция, которую можно описать", – констатирует в беседе с Sostav.ru руководитель «Медиа Плюс» («Европейская медиагруппа») Мария Смирнова.
Наружная реклама
За шесть месяцев текущего года объемы сегмента наружной рекламы сократились на 40–45 % в рублях к аналогичному периоду 2008 года. Рынок пытается найти точку стабилизации, считают в «ЭСПАР-Аналитик», однако делать какие-либо прогнозы еще рано: рекламодатели до сих пор не определились с осенней картиной своих бюджетов.
«Во втором квартале наблюдалось некоторое проседание, – объясняет Sostav.ru генеральный директор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин, – но оно было своеобразным: на фоне роста коммерческих загрузок продолжалось падение цен, которое оказалось более значительным, чем в I квартале".
Интернет
Предварительные данные по итогам полугодия рисуют весьма спорную картину. Падение объемов он-лайн рекламы оценивается от 0 до 20 %. Некоторые игроки и вовсе говорят о росте.
Лишь одна крупная компания – «Рамблер» официально опубликовала данные о падении выручки. Оно составило 18 %. Руководитель отдела интернет-исследований АЦВИ Алексей Беляев считает любые оценки преждевременными.
В I квартале сокращение доходов интернет-сегмента, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составило 15 %. В четверг АКАР опубликует данные объемов рекламного рынка по итогам первого полугодия 2009 года.
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru
Сегмент |
Прирост объемов |
Телевидение |
-21 % |
Пресса |
-44 % |
Радио |
-35 % |
Интернет |
н/д |
Наружная реклама |
-45 % |
Источник: «Медиасостав»