Справочный центр: 8 (800) 707-37-99

Рынок поисковой оптимизации-2009. Тенденции и перспективы

07 / 07 / 2010

Компания «ВебПроекты», при поддержке компании «Ашманов и Партнеры» и портала CMSMagazine.ru, провела свое исследование рынка поисковой оптимизации и продвижения сайтов за 2009 год. В исследовании приняло участие 436 респондентов (187 организаций и 249 частных лица).

Рынок поисковой оптимизации существует уже 10 лет. Срок уже довольно приличный. За десять лет рынок прошел путь от мелких разрозненных компаний, до появления крупных компаний, предоставляющих полный комплекс услуг по интернет-маркетингу, имеющих мощные инструменты автоматизации работ.

Что же сейчас представляет из себя рынок SEO:

  • Несколько крупных компаний с количеством клиентов в одновременной работе более сотни (есть компании и с тысячами клиентов).
  • Различные автоматизированные сервисы для оптимизаторов, начиная от простейших сервисов сбора позиций, заканчивая системами автоматизированного продвижения типа «Сеопульт» или WebEffector.
  • Профессиональная литература на русском языке, написанная отечественными специалистами, профессиональные издания.
  • Разделение игроков рынка (условное) на 2 фронта: компании и частные лица (фрилансеры).
  • Достаточно развитые коммерческие отделы в крупных и средних компаниях.
  • Широкий выбор для клиента услуг по продвижению сайтов: большое количество тарифных планов, возможность выбирать подрядчика с финансовыми гарантиями, возможность платить только по результату работ или фиксированную сумму и.т. п.

Объем рынка в 2009 году и доходы компаний и частных лиц

Объем рынка – количество потраченных клиентами на оптимизацию своих проектов денег в течение года (в том числе на платные методы продвижения). Под платными методами продвижения здесь подразумеваются только расходы на платные методы получения ссылок на продвигаемые проекты: приобретение ссылок через биржи и напрямую, приобретение ссылок «навсегда».
По экспертным оценкам в 2009 году действует 250–300 компаний и около 3000 частных лиц. Причем среди компаний можно отметить 20–30 крупных компаний.
По данным, указанным в анкетах частных лиц и организаций, получились следующие цифры:

  • Средний годовой оборот компаний – 12,2 млн рублей.
  • Средний месячный оборот компаний – 1,02 млн рублей.
  • Средний годовой доход частных лиц – 3,7 млн рублей.
  • Средний месячный доход частных лиц – 309 тысяч рублей.
  • Ежегодный объем рынка платных ссылок – 118 млн у.е.

Компании и частные лица в среднем тратят на платные ссылки 39,5 % бюджетов.

Примерный объем рынка поисковой оптимизации, учитывая затраты на платные методы продвижения, составляет 300 млн долларов. Без учета затрат на платные ссылки 180–200 млн долларов.

Показатели рынка в динамике

1. Динамика количества игроков рынка

Прежде всего, дадим четкое определение понятия «игрок рынка».
Под игроком рынка будет пониматься компания или частное лицо, которое получает от своих клиентов деньги за услуги по поисковой оптимизации. Полезно будет проследить динамику роста количества игроков рынка с момента его возникновения. Таким моментом, на наш взгляд, является 2000 год. Оценка проводилась экспертным путем (с 2000 по 2004 год), а также по данным наших исследований 2005–2009 годов.

Активный рост числа игроков рынка начался примерно с 2005 года. В 2007 и 2008 году отмечается рост числа игроков рынка (преимущественно, за счет частных лиц). Число компаний же растет не такими быстрыми темпами. В 2009 году рост несколько замедлился, так за 2009 год на рынок вышло 11 % из опрошенных нами компаний и 14 % из опрошенных частных лиц. Более того, существенное усложнение технологий продвижения и рост конкуренции позволяет сделать вывод о том, что в 2009 году с рынка ушло часть фрилансеров, которые не выдержали конкуренции. Поэтому по нашим оценкам, количество игроков рынка в 2009 году составляет примерно 3 300 человек и не сильно отличается от количества игроков прошлого года.

Число компаний, специализирующихся на оказании услуг по продвижению сайтов, постепенно растет. По нашим оценкам, в 2009 году на рынке функционировало около 300 компаний, представляющих услуги по поисковой оптимизации. Причем кризисные явления и усложнение поисковых алгоритмов менее влияет на устойчивость компаний. В 2009 году из-за финансовых проблем и кризисных явлений с рынка ушло лишь несколько мелких компаний, остальные продолжили свое существование.

В 2010 году число компаний скорее всего вырастет еще на 10–15 %.

2. Динамика объема рынка поисковой оптимизации

Анализ данных показывает, что объем рынка в денежном выражении растет довольно значительными темпами. Так, в 2006 году рынок вырос больше, чем в 2 раза по сравнению с 2005 годом, в 2007 году рынок – на 43 %, а в 2008 год – на 116 %. В 2009 году рост продолжился и объем рынка вырос по сравнению с 2008 годом на 39 %. В целом, наш прошлогодний прогноз по объему рынка (320 млн  у.е.) почти оправдался.

Если сравнивать показатели за 2009 и 2005 годов, то получаем рост рынка в 10 (!) раз за 5 лет. Текущие тенденции позволяют прогнозировать и дальнейший рост объема рынка SEO . По нашим оценкам, рынок в 2010 году вырастет еще примерно на 30 % и составит примерно 390–400 млн у.е. (с учетом расходов на платные методы продвижения).

В дальнейшем вряд ли стоит ожидать сильного роста рынка (в 2 и более раза).

3. Динамика оборотов компаний и частных лиц

Анализируя данные по среднему месячному обороту компаний за 2006–2009 годы можно сделать вывод о росте оборота за это время почти в 4 раза. Компании активно развиваются и привлекают новых клиентов, тем самым, наращивая обороты. Вместе с тем, в 2009 году обороты компаний не сильно выросли по сравнению с 2008 годом. Вероятно, причиной стали кризисные явления, когда часть клиентов компаний прекратило работы из-за финансовых сложностей. 

Анализируя динамику доходов частных лиц с 2005 по 2009 годы можно видеть довольно интересную картину – в 2006 году месячный доход частных лиц вырастает до 60 000 рублей, в 2007 падает до 33 000 рублей, а уже в 2008 году месячный доход частных лиц начинает увеличиваться. Такую «парадоксальную» тенденцию можно объяснить тем, что на рынок в 2007 году вышло значительное число фрилансеров-«новичков», цены на продвижение у которых были невысоки. Они и стали причиной понижения среднего уровня месячного дохода в целом по рынку. А в 2008 году цены на продвижение сайтов у тех же фрилансеров немного начали увеличиваться. Анализируя присланные данные анкет 2009 года, можно видеть, что средний месячный оборот фрилансеров довольно сильно вырос (почти в 10 раз по сравнению с данными прошлого года). Этот факт можно объяснить тем, что на рынке осталась некоторая масса «сильных» фрилансеров, которые ведут одновременно много проектов и прилично зарабатывают.

4. Динамика стоимости услуг по SEO

Анализируя данные по стоимости услуг у фрилансеров , можно проследить тенденцию повышения стоимости в 2006 году чуть более, чем в 2 раза по сравнению с 2005 годом. В 2007 же году можно наблюдать картину снижения стоимости услуг примерно до уровня 2005 года. Ситуация объясняется опять же выходом на рынок в 2006–2007 годах значительного количества фрилансеров-новичков с малым опытом и низкими ценами на свои услуги, которая и понизила среднюю по рынку цену на услуги частных лиц.
Но уже с 2007 года наблюдается тенденция к увеличению стоимости услуг частных лиц, и в 2008 году она увеличивается на 20 % и становится равной 18 000 рублей.
В 2009 году, несмотря на кризисные явления, мы видим, что стоимость продвижения у фрилансеров растет. Во многом это объясняется тем, что качество работы талантливых и выживших на рынке фрилансеров очень хорошее, а хорошее качество не может стоить дешево. Плюс растущая конкуренция по многим коммерческим запросам.

По компаниям наблюдается аналогичная тенденция: в 2006 году средняя стоимость услуг по продвижению составила 42 000 рублей, что в на 263 % выше, чем в 2005 году. В 2007 году средняя стоимость услуг снизилась до 25 000 рублей в месяц. А уже в 2008 стоимость услуг компаний по продвижению сайтов начала увеличение, однако, до уровня 2006 года еще не дотягивает. В 2009 году средняя стоимость услуг по продвижению составила 65 700 рублей. Это почти в 2 раза выше, чем у частных лиц. Данный факт опять же можно объяснить возрастающей конкуренцией на рынке и ростом стоимости продвижения по коммерческим запросам.

Тенденции рынка в 2009 году

Тенденции рынка, изложенные в нашем исследовании 2008 года, до сих пор характерны для него. Чтобы не повторяться, попробуем охарактеризовать новые тенденции рынка поискового продвижения:

1. Автоматизация и технологии

2009 год продолжил тенденцию автоматизации процессов на рынке. В дополнение к вышедшим в 2008 году сервисам SeoPult и Re-Actor в конце 2009 года был анонсирован сервис WebEffector, еще один инструмент для автоматизированного продвижения сайтов. Этот инструмент отличает наличие прогноза переходов на продвигаемый сайт по поисковым запросам.
Другие сервисы, например SeoPult, набрали обороты в 2009 году, а также улучшили функционал и ввели ряд новых технологий закупки ссылок.
Автоматизированные сервисы в перспективе будут представлять серьезный конкурентный инструмент для фрилансеров, мелких и средних компаний т. к. в разработке функционала и, самое главное, механизмов отслеживания доноров этих сервисов воплощены идеи лучших умов отрасли SEO. И данные инструменты способны существенно снизить затраты на продвижение сайтов. Более того, они предоставляют клиентам возможность продвигать сайты напрямую, без участия оптимизаторских компаний и фрилансеров.

2. Жесткая фильтрация доноров

Все более сложными процессами становятся процессы покупки ссылок для продвигаемых сайтов. Точнее – процесс определения качественного сайта-донора. В 2009 году поисковые системы продолжили ужесточать требования к сайтам-донорам, вынуждая оптимизаторов все более осторожно выбирать сайты для покупки ссылок. В 2010 году данная тенденция продолжится и, хотя слухи о гибели ссылочных бирж сильно преувеличены, оптимизаторы будут искать и альтернативные источники получения ссылок, в качестве которых будут выступать как «старые» методы получения ссылок (каталоги, обмен), так и размещение так называемых ссылочных статей с трастовых сайтов.

3. Рост конкуренции на рынке

Конкуренция будет расти. Чтобы выжить, компании должны будут, с одной стороны, совершенствовать политику ценообразования (конкуренция по цене), с другой стороны, автоматизировать процессы и внедрять новые технологии с целью повышения качества услуг и сохранения необходимого для развития бизнеса уровня рентабельности.

Что дальше? Перспективы развития

Вероятно, в перспективе на рынке выживут технологичные компании, способные автоматизировать ряд рутинных процессов и, тем самым, сохранить рентабельность этого бизнеса и качество услуг.
Можно с уверенностью говорить о том, что выживут клиенто-ориентированые компании, которые берут не количеством, а качеством и индивидуально подходят к клиентам.
Крупные компании, с количеством клиентов, исчисляемым сотнями и тысячами, будут совершенствовать автоматизированные инструменты продвижения, но, скорее всего, текучка клиентов в этих компаниях сохранится. Что, впрочем, не помешает этим компаниям получать хорошую прибыль и развиваться быстрыми темпами.
Талантливые фрилансеры, скорее всего, перейдут в категорию компаний или индивидуальных предпринимателей. Менее талантливые либо уйдут с рынка, либо будут находиться на рынке непродолжительное время.
Недостаток кадров в ближайшие 2–3 года сохранится. Особенно это будет касаться управленческих кадров и связанных с продажами специалистов.
Конкуренция между компаниями, скорее всего, будет расти. Вместе с тем, к услугам поискового маркетинга будет обращаться все больше компаний, в том числе по мере популяризации этой услуги и по мере выхода экономики из стадии стагнации.

Источник: «ВебПроекты»


Поделиться: