Реклама и связи с общественностью

В наш век стремительного развития глобального рынка, компьютерных технологий и публичной коммуникации, а также в связи с постоянной конкурентной борьбой компаний за выбор и предпочтения потребителей – на рынке труда увеличивается и спрос на специалистов соответствующего профиля. Мы привыкли называть их «пиарщиками» и «рекламщиками». Но как показывает практика, компетенция этих специалистов выходит далеко за пределы написания пресс-релизов, общения с журналистами и проведения рекламных акций.

Реклама и связи с общественностью: что это?

Исторически в России появление этой специфической профессиональной деятельности связано с развитием экономики, потребительского рынка и утверждением либеральных демократических ценностей гражданского общества. В настоящее время связи с общественностью (Public Relations) является важной функцией менеджмента, то есть управления коммуникационными процессами. Это и брендинг, и защита репутации, и разработка стратегии взаимодействия с целевыми аудиториями в широком смысле слова. Реклама направлена на привлечение внимания к организации и ее продукции, продвижение товаров и услуг, увеличение продаж и, следовательно, – доходов.

У этой области профессиональной деятельности ряд принципиально важных и значимых функций, как для компании или органа власти, на успех и материальное благополучие которых она работает, так и для общества. Креативная реклама, которая показывает образцы хорошего вкуса и этичного поведения, которая повышает осведомленность потребителя в продукции и ее пользе, а также разнообразные мероприятия – развлекательного, культурно-просветительского, социального и природоохранного значения – делают нашу жизнь лучше и являются результатом профессиональной и добросовестной работы специалистов сферы рекламы и связи с общественностью. Более того, к ней относится стратегический коммуникационный консалтинг и проведение маркетинговых и социологических исследований, которые способствуют корректной и рациональной работе организаций.

Специальность 42.03.01

Несмотря на то что в наши дни существует множество онлайн курсов, которые, шагая в ногу со временем, обещают дать навыки рекламщикам, они не способны заменить полноценной университетской подготовки и среды, способствующей развитию прочных профессиональных контактов и специфических личностных качеств. ВУЗы способны дать обширные и глубокие познания по части искусства слова и деловой этики, лингвистики и понимания социальных процессов, без которых двери крупных российских и зарубежных компаний и организаций могут быть закрыты.

Обучение рекламе и связи с общественностью осуществляется как в бакалавриате (4 года), так и в магистратуре (2 года). Выбор заочной или вечерней формы добавляет к обучению еще 1 год. При поступлении на программы бакалавриата ряд вузов предъявляют к поступающим требования сдачи ЕГЭ по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык, обществознание, история или иностранный язык. Выпускник с дипломом бакалавра уже может заниматься профессиональной деятельностью, поскольку он разбирается в основных коммуникативных методах, тепрессхниках и технологиях – как личных, так и деловых.

Среди основных курсов и дисциплин, которые читаются в ВУЗах: теории и практики работы пресс-служб, коммуникативный менеджмент и консалтинг, политическая риторика, социальная психология и массовые коммуникации, имиджмейкинг, брендинг и репутационный менеджмент, основы интегрированных коммуникаций и ряд других, специфика и название которых могут варьировать в зависимости от учебного заведения.

Предполагается, что по завершении образования выпускник умеет: организовывать работу пресс-служб, руководить рекламной компанией, проводить PR-мероприятия, планировать и проводить маркетинговый анализ, создавать рекламную продукцию, пользоваться современными информационными и коммуникационными технологиями. Несмотря на высокую популярность данного направления подготовки и конкурс, спрос на талантливых и профессиональных рекламщиков и пиарщиков остается по-прежнему высоким.

Университеты с рекламой и связи с общественностью

Образование, получаемое в университетах, является, с одной стороны, универсальным, а с другой – специфическим в зависимости;

  • от университета или института;
  • от их учебных планов (преподавателей и читаемых студентам курсов);
  • от ведущей специализации выбранного учебного заведения.

Очевидно, что студентов рекламы и связи с общественностью в классических топовых МГУ и СПбГУ обучают иначе, чем в РАНХиГСе, образование в котором имеет ярко выраженный уклон в сторону государственной службы и администрирования или чем, например, в любом политехе, где данная специальность тоже, как правило, есть. В целом, специалисты данного профиля подготовки могут развиваться и реализовать свой потенциал в одной из самых динамичных, технологичных и стремительно развивающихся сфер.

Частные рекламные агентства, PR-отделы в различных кампаниях, государственные структуры и медиа, а также организации, которые занимаются консалтингом, брендингом, политтехнологиями, маркетинговыми исследованиями – привлекают способных и профессиональных студентов, которые готовы к постоянному обучению, взятию новых вершин и общению.

НИУ ВШЭ

Бакалаврская программа одного из ведущих российских ВУЗов, который обладает статусом научно-исследовательского университета, огромными образовательными ресурсами и способностью быстро и гибко адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня, – включает три основных профиля подготовки: “Связь с общественностью”, “Реклама” и «Новые медиа», который относится к digital. Курсы носят прикладной и актуальный характер: от копирайтинга, кризисного PR и Интернет-маркетинга до внутренних корпоративных коммуникаций, рекламного дизайна и IT. Кроме того, НИУ ВШЭ может предложить абитуриентам отличную организацию учебных планов, где теория органически комбинирована с практикой, а также стажировки в TWIGA, Fleishman-Hillard Vanguard, «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), SPN Communications, Компания развития общественных связей (КРОС), Synovate Comcon, Green PR, откуда ВУЗ приглашает преподавателей.

МГУ

Кафедра рекламы и связей с общественностью первого топового университета России была основана на факультете журналистики в 1989 году. Фундаментальные традиции классического университетского образования, его статус, а также конкурс, с помощью которого отбираются наиболее талантливые студенты, способствуют тому, что около 90% абитуриентов находят работу по специальности. Программы «Реклама» и «Связь с общественностью» представлены в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

А также существует программа «Рекламы и связи с общественностью» на факультете философии, открытая в 2000 году. Кроме российских и зарубежных коммерческих компаний студентам предлагается прохождение практики в органах государственной власти: в Федеральном Собрании и Администрации Президента Рф. Помимо курсов со стандартными названиями читаются и более экзотические, например, «Мировые информационные ресурсы» или «Философия предпринимательства».

СПбГУ

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций в главном университете северной столицы предлагает студентам Рекламы и связи с общественностью освоить базовые курсы такие, как медиапланирование, коммуникационный консалтинг, стратегические и кризисные коммуникации в бизнесе и политике и другие, связанные с маркетингом и IT.

Вуз предлагает зарубежные стажировки, участие в грантах, в активной творческой самодеятельности и практику в крупнейших компаниях: «Газпром-Медиа холдинг», ПАО «Ленэнерго», ПАО «Сбербанк», ОАО «РЖД».. Отдельный упор делается на сферу GR, а наличие высокотехнологичных профессиональных академических комплексов позволяет студентам получать параллельно с учебой практические навыки и регулярно побеждать в российских и международных профессиональных конкурсах.

РГГУ

В Российском государственном гуманитарном университете профиль «Реклама и связь с общественностью» базируется на факультете истории, политологии и права. Студентов учат проектной работе, а сами курсы разработаны в лучших традициях аналогичных факультетов «communication studies and arts» в странах Европы и США.

КФУ

Руководитель аналитических информационных, рекламных, консалтинговых фирм, пресс-секретарь, PR-менеджер, журналист, ньюсмейкер, копирайтер, эксперт, организатор мероприятий, политический консультант – КФУ в соответствии с высокими образовательными стандартами осуществляет подготовку специалистов широкого профиля в рамках журналистики, PR, GR и коммерческой рекламы.

РАНХиГС

Подготовка специалистов в сфере рекламы и связи с общественностью в этом ВУЗе реализуется в рамках программы Liberal Arts, которая широко распространена в США. Она позволяет студентам создавать гибкое индивидуальное расписание с наиболее интересными и важными по мнению самого обучающегося курсами. Упор делается на социальные науки и креативный менеджмент.

РУДН

Подготовка специалистов осуществляется на базе Института мировой экономики и бизнеса, который был открыт в 2000 году. Большинство курсов читаются преподавателями-практиками, на высоком уровне изучаются иностранные языки, а также закреплено сотрудничество с Международной Ассоциацией Рекламы (IAA) и Ассоциацией Коммуникационных Агентств России (АКАР), что упрощает молодым специалистам процесс интеграции в профессиональное сообщество.

Общественная реклама

Социальная реклама не ставит перед собой задач коммерческого характера. Она направлена либо на пропаганду позитивных и общественно-значимых идеалов, ценностей и целей, либо на привлечение внимания к актуальным проблемам. В сухом остатке такая реклама является гуманистической и отвечает интересам государства. Реклама, в которой говорится о вреде курения, нетрезвого вождения или, например, кампания по экономному потреблению водных ресурсов от Colgate-Palmolive – примеры общественной рекламы.

Формирование отдела рекламы и связей с общественностью в компании

Является довольно трудоемким процессом, поскольку охватывает широкий круг задач: это исследование целевых групп и рынка, создание корпоративной коммуникационной сети и ее тестирование, разработка внутренней и внешней эффективной стратегии, а также регламентов, подбор персонала и согласование деятельности всех отделов в компании. PR-отделы в компаниях состоят из директора, менеджеров и специалистов.

Компетенции отделов разделяются таким образом, чтобы одна часть сотрудников отвечала за взаимодействие с внешней средой, а другая – с внутренней; одна за анализ и сбор информации, а другая – за ее производство и коммуникацию; одна за мониторинг публикаций в СМИ, а другая за подготовку проектов рекламных кампаний и акций. В зависимости от размеров и специфики компании, в структуру отдела по рекламе и связи с общественностью могут быть включены различные департаменты, бюро, отделы, группы.