Маркетинговые исследования рынка сбыта и услуг

Оценка рынка сбыта – это обязательный пункт в перечне необходимых данных для принятия любого стратегического решения, будь то запуск нового товара/услуги, продвижение товара/ услуги на новый рынок, проведение рекламной кампании и пр.

Маркетинговые исследования рынка сбыта и услуг позволяют получить не только конкретные данные относительно востребованности товара/услуги в данном секторе и у каждой из целевых групп, но и грамотно разработать систему мероприятий, которая позволит добиться поставленных целей.
Текущее и прогнозное состояние рынка можно определить различными способами. Для этого существует целый ряд маркетинговых инструментов, которые позволяют получить необходимые для анализа данные как у самих потенциальных потребителей, так и из официальных источников.

Проведение маркетинговых исследований рынка сбыта и услуг представляет собой плановое мероприятие перед любой рекламной кампанией. При этом затраты на такое исследование оправданы по причине получения следующих преимуществ:

  • минимизация затрат для достижения требуемых целей
  • минимизация коммерческих рисков
  • оценка стратегии и тактики деятельности предприятия
  • выбор наиболее эффективных коммуникационных каналов с целевой аудиторией
  • выбор оптимального сегмента продвижения услуг
  • получение конкурентных преимуществ
  • выбор системы ценностей позиционирования услуг
  • определение характера жизненного цикла услуг

Области проведения маркетинговых исследований рынка сбыта и услуг

Определившись с целями и задачами маркетинговых исследований, можно выбрать подходящие источники получения информации, разработать план ее получения. Что касается областей предпринимательской деятельности, то исследования позволяют определиться со следующими вопросами:

  • Широта ассортимента. Для определения требуемой величины ассортиментной линейки необходимо оценить спрос и предложение, их характер и реакцию рынка на изменение цены, качества, появление новинок и прочих факторов.

  • Каналы и товаропроводящие сети: каналы и объемы реализации по рынкам/регионам, момент покупательской насыщенности, структура сбыта как собственной фирмы, так и конкурентов, возможности их расширения и совершенствования, привлечение потребителей по каждому из каналов и пр.

  • Оценка ценовой политики подразумевает анализ следующих параметров: цена/качество товаров конкурентов, оценка ценовых сегментов и их преимущества, структура себестоимости товаров и пр.

  • Необходимость послепродажного сервиса и влияние его наличия на востребованность продукции/услуг. При таком направлении исследования рынка проводится оценка жизненного цикла услуги и покупательская отдача от затрат на обеспечение послепродажного сервиса.

  • Маркетинговые коммуникации. Это направление маркетинговых исследований позволяет определить эффективность воздействия на целевую аудиторию с помощью всех доступных каналов связи. Как правило, для охвата всей или большей части целевой аудитории достаточно воспользоваться несколькими каналами – полученный комплекс маркетинговых коммуникаций позволяет составить и оценить стратегию, тактику и отдельные мероприятия по продвижению услуг.

Маркетинговые исследования рынка сбыта и услуг могут проводиться собственными силами компании (служба маркетинга). Как вариант, допускает выведение этой задачи на аутсорсинг и выполнение исследований силами сторонней организации, которая профессионально занимается маркетинговыми исследованиями. Выбор исполнителя обусловливается экономической целесообразностью и рациональностью, в любом случае, компания заинтересована в получении грамотных и достоверных сведений и анализа, поскольку они послужат базой для построения программы продвижения услуг на рынке.


Источники маркетинговой информации

Источники маркетинговой информации могут быть как внутренними, так и внешними. Если внутренние ресурсы позволяют оценить параметры собственного производственного цикла услуг, то внешние источники поставляют информацию о ситуации на рынке.

К перечню внешних источников относятся информационные ресурсы на любых типах носителей. В качестве носителей могут выступать радио- и телевизионные каналы, корпоративные сайты, коммерческие площадки, отраслевые и общественные СМИ, инсайдерская информация, корпоративные печатные издания, конференции, выставки, семинары, коммуникационные сети и личные знакомства.

Наиболее доступы как периодическая печать и отраслевые СМИ, так и информация, расположенная на сайтах и в интернет-сети. Такие источники доступны бесплатно или не требуют особенных усилий при приобретении. Как показывает практика, наиболее информативными являются данные инсайдерской информации, которые доступны только за счет сети личных контактов и поставщиков информации на коммерческой основе.


Читайте другие наши статьи:

Материалы для производства рекламы
Международный рынок маркетинговых исследований
Наружная реклама в России